Небольшая история реставрации страшненьких карманных Буре, превращение
гадкого утенка в прекрасного лебедя. История этих часов наглядно показывает отношение к
ремонту, которое сформировалось в сфере бытовых услуг советского времени.
Сначала посмотрим на часы в том виде, как они пришли "из тумбочки
советского периода", по
отметинам проследим, что с ними случилось в течение
жизни, и в конце посмотрим как можно исправить ситуацию...
Благородный пациент П.Буре
Жили-были самые обычные добротные карманные часы "Павелъ Буре"
дореволюционного производства, с двуглавым орлом на крышке, вероятнее всего
одной из последних партий 1917 года, которые шли еще с царским гербом. Часам немного не повезло – повредился
эмалевый циферблат, и его заказали на часовой артели.
Циферблат этих часов сделан не на фабрике
Буре, это артельный циферблат. Сборочно-ремонтные
часовые артели существовали с царских времен
и вплоть до 1930-х годов, наибольшее развитие получив в период НЭПа, в 1920-х
годах. Без проблем можно было заказать циферблат ручной штихельной резки на
медной пластине, его серебрили в фиксаже, и вырезанные углубления заливали стеклянной
горячей эмалью. Циферблаты получались интересные, выразительные шрифты и весьма
точная работа штихелем. Особенно приятно смотрелись на артельных наручных часах,
переделанных из механизмов от карманных часов.
Если умозрительно отбросить плохое состояние, то циферблат был сделан
довольно симпатично, что показывает мастерство артельщиков времен НЭПа. Мастера
старой закалки, не испорченные планом и наплевательским отношением к заказчику,
выполнили работу на совесть. Это и был ключевой момент в истории успеха данного
проекта – если "лицо" хорошее и его можно восстановить, то получатся и остальные
часы.
Это не фотография мутная, это часы так выглядели.
Состояние таких карманных часов можно просто описать как "жуткое",
"облезлое".
Но при определенном освещении видно, что будет красиво, если получится отчистить
циферблат.
Синдром "советского мастера", и почему они такие страшные
Артельный циферблат – это единственное хорошее, что произошло с часами в
плане ремонтов. По состоянию корпуса и механизма видно, что часы не лежали, а
работали много лет. Их носили, и довольно немало. Но в какой-то момент часам
опять не повезло. Вероятнее всего, от цепочки протерлось и сломалось колечко-бигель (оно тут
уже не родное, от секундомера), часы оторвались и упали на
мостовую. Лопнуло стекло, поломались тонкие стрелки. И часы попали уже к плохому
мастеру...
"Плохой мастер" – определение весьма условное. Наверняка это был нормальный советский
мастер, самый обыкновенный. Просто государственная система его так воспитала, что надо
гнать
план по услугам населению. Да и предмет наверняка совсем не воспринимался как антиквариат, а просто
как старые бытовые часы, которые кому-то взбрела блажь не выбросить и купить
новый ЗИМ, а вот зачем-то взять и починить.
Работу советский мастер сделал "чтобы отстали" – вместо стекла вырезал кругляшку из листа плексигласа, вклеил
ее на "момент". Колечко-бигель подобрал хромированное от
физкультурного секундомера
"Агат" и подогнул круглогубцами. Посадочные размеры стрелок не подходили, их
расплющил на наковальне, чтобы более-менее садились на оси механизма.
Со временем пластик стекла потерся и помутнел, клей пожелтел хлопьями,
стрелки стали болтаться и цепляться, а колечко протерлось и выступила желтая
латунь. Серебряное покрытие циферблата потемнело, проявились старые царапки
от натирки его тряпкой, местами повылетала черная эмаль, появились пятна от
въевшегося жира.
Разберём недостатки по пунктам
неоригинальне пластиковое стекло затёрлось и помутнело;
щель в нижней части стекла залита клеем "момент";
потеки клея вокруг стекла, протекло на циферблат;
неродное колечко-бигель от секундомера Агат, гнутое, облезлый хром;
корпус заплыл в темной патине;
секундная стрелка обломана;
минутная стрелка не родная и короткая, не достает до дорожки меток;
часовая стрелка не родная, гнутая и с разбитым посадочным футором;
циферблат в почернении и патине, частично вылезла эмаль из цифр, меток, и надписи "Павелъ Буре".
Перечисленные недостатки могли привнести и несколько поколений мастеров, но в
итоге всё наслоилось в безрадостную картину. Одна ошибка, потом вторая, а дальше
уже и на часы не похоже. Совершенно очевидно, мастеру (мастерам) было
безразлично какое-либо историческое соответствие, или хотя бы эстетическое
восприятие. А уж тем более, речи не шло о надежности и долговечности результата
– работу делали "для галочки".
Примечательное наблюдение – если часы с дореволюционной поры не попадали к "типичному
советскому мастеру", то они как правило будут в более хорошем состоянии,
несмотря на возраст (и такие нетронутые экземпляры иногда
встречается). Даже если часы не хранились бережно в
тумбочке, а побывали во многих руках и провалялись в разных местах, то все равно
они будут в оригинале, их легче будет привести в достойный исходный вид. Напротив
же, после нескольких поколений "советского мастера" часы приходят такими
затертыми, замучанными, исцарапанными, расплющенными, запиленными и
изуродованными, что руки опускаются вообще как-то их пытаться реставрировать.
Надо ли было затевать реставрацию, стоила ли овчинка выделки?
В этом случае нам еще более-менее повезло. Внешний вид, конечно, жуткий, но с
должными навыками и наличием материалов его оказалось возможным поправить
примерно за пару вечеров потраченного времени.
На самом деле восстановление длилось намного дольше, чтобы после каждой операции
и каждого слоя можно было подготовить детали и материалы, уверенно продумать
следующий шаг, и не испортить сам предмет. Особенно стоит отметить работу с
циферблатами. В начинающих руках 99% вероятности, что циферблат безвозвратно
погибнет от попыток реставрации. Для проб и ошибок всегда в таких случаях
берутся ненужные совсем испорченные часы или детали "из ведра", над которыми
проводятся эксперименты. Стабильный успешный результат воспроизводится уже в
"боевом" режиме на ценном экземпляре часов.
Работы по реставрации внешнего вида карманных часов Буре
замена стекла на старинное стеклянное выпуклое, которое повторяет изгибы корпуса;
восстановительная полировка и чистка мельхиорового корпуса;
замена бигеля на старинный ремкомплектный мельхиоровый, нужного размера и точно соответствующего стиля;
заполнение утерь черной эмали холодной эмалью, проявление надписей и меток;
легкое состаривание покрытия и цифр до равномерного внешнего вида;
фиксация защитным лаком.
Некоторые дефекты устранить не получилось, например небольшие дефекты на
циферблате, их без полной губительной полировки не убрать. Тут нет цели добиться
вида новых часов, это не нужно, итак вышел достаточный контраст. Также не стал
менять заводную головку. Она хоть немного потертая, зато оригинальная, и свою
функцию отлично выполняет, так что нет смысла ставить неоригинальную деталь.
Механика после "мастера советского периода"
Помимо внешнего вида, конечно же, был букет механических проблем. По ним можно
было бы написать еще одну такую же статью, но в целом это ремонтные задачи, которые так
или иначе встречаются, и тут ничего совсем уж уникального не было. Просто опять
наплевательское отношение предыдущих мастеров к качеству. Наглядный пример ниже – заводная
пружина. В часах был "огрызок" от старой пружины, её при обрывах
укорачивали несколько раз вместо честной замены на новую.
Справа – старая пружина из заводного барабана. Ослабшая, скукоженная, и очень
короткая.
Слева – старинная немецкая ремкомплектная пружина "без пробега" – живая,
сильная, с большим
запасом длины и упругости.
При всех недостатках, формально часы были даже на ходу. Они заводились и
немного тикали, однако при этом настоящими часами быть никак
не могли даже после полной чистки и смазки механизма. Разброс ошибок хода составлял от 2
до 12-16 минут/сутки в разных положениях относительно горизонта.
Ремонт занял довольно длительное время, и самое сложное оказалось в узле баланса
(маятника). Ось баланса была целой, но с дефектами и выработками
поверхности, и точности хода не обеспечивала. Дефекты образовались из-за
растрескавшегося камня, который поленился заменить "советский мастер".
Трещина проела в оси глубокие бороздки. Пришлось
сделать новую ось, подобрать и вставить старинный камень. Но при проверке возникла еще одна
проблема – механизм давал большой разброс точности в положениях относительно
горизонта (вверх головкой, вбок головкой и т.д.). Это опять наш "советский мастер" погнул
обод баланса, самую тонкую и ответственную часть механизма. Обод пришлось
выправлять, регулировочными винтиками искать положение равновесия половинок.
Механизм типичный калибр "Павелъ Буре".
Несмотря на возрастные болячки, все детали родные, и даже платы не
поцарапались.
А остальное дело техники, можно починить полностью незаметно для глаза.
Ремонтные работы по механизму
полная разборка механизма, чистка деталей вручную и в ультразвуке;
изготовление новой оси баланса;
подбор, замена заводной пружины;
стяжка овального отверстия центральной оси;
подбор, замена камня в оси баланса;
регулировка перевеса баланса винтиками на ободе;
сборка, смазка, регулировка механизма.
В целом, реставрация хоть и заняла много времени, но результат получился
гармоничный и приятный, проявился вид часов, изюминка старинного резного
циферблата. А главное – удалось добиться хорошей точности хода. Часам вернулось
лицо, они в строю, могут радовать слух и глаз.
Старинный добротный "Павел Буре" опять будет показывать время.
Часы полностью готовы, дальше будет достаточно только планового обслуживания раз в 2-3 года, ну и
корпус иногда полиролью потереть.
Вместо послесловия
Какой следует сделать вывод? Когда имеешь дело со старинными часами из советского прошлого,
надо быть готовым к любым "сюрпризам". Даже если они на
ходу, это еще ничего не значит. Будьте осторожны с часами, у которых явно видны
признаки вмешательства "нехороших" рук. Здесь нам практически повезло, а обычно
все значительно хуже, и просто не хочется приводить совсем уж печальные случаи.
Но при всем при том, образ "советский мастер" приведен условно без указания на
какие-либо личности. Никоим образом не хотелось обобщать в этом дурном образе
всех часовщиков, которые работали в советское время, ведь встречаются совершенно
обратные примеры профессионального и качественного подхода к ремонту. Виноваты
не люди, а ситуация, в которой существовала непрестижная профессия часового мастера в
советское время.
К сожалению, в наше время "советский мастер" все еще живее всех живых, и по
такому принципу работают многие люди, называющие себя часовщиками.
(C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный e-mail german.polosin@gmail.com