Нюансы "хорошего состояния"

о чем не стоит забывать при выборе, оценке, и реставрации старинных часов

Что есть часы "в хорошем состоянии"?

Часто вопрос воспринимается как механизм в рабочем состоянии. Тикает – значит на ходу, на том и всё. А вот и не всё...

Задача качественной реставрации – осторожно привести предмет в состояние, наиболее близкое к оригинальному заводскому, в котором он поступил в магазин много десятилетий назад. При этом нельзя переступить черту вмешательства в оригинальный предмет, требуется сохранить максимум оригинала, ибо любое вмешательство только удешевляет антиквариат.

Все приведенные в данном обзоре часы изначально были в рабочем состоянии, и неплохо тикали. Но всем им чего-то не хватало до совершенства. Не всякому очевидна разница между просто старинными часами и ухоженным предметом старины. Оно и понятно. Но если глаз тренировать, он начинает замечать и ценить подобные нюансы...
 

Павелъ Буре, серебро 84 (0.875), реставрация корпуса

Изначально часы выглядели довольно неплохо. Но после работы этот Буре засиял благородством. Разница в мелочах, но обратите внимание насколько она существенна. Часы после реставрации приобрели исключительный, подарочный вид.
 

Почерневший от времени ободок (рант), на нем следы клея.
Помутневшее пластиковое стекло, невыразительные цифры.
Неродной неправильный бигель (кольцо), не соответствует каталогу.
Корпус аккуратно восстановлен, достаточно щадящей полировки.
Стекло заменено на старинное стеклянное, ультра-тонкое.
Подобран серебряный бигель правильной формы.

 
 

Генри Мозер, золото 14К (0.585), реставрация корпуса

Золото – очень благодарный материал, и относительно несложными шагами можно заставить вещь сиять старинной роскошью. Работать приходится особо аккуратно, чтобы не повредить изделие, не снять лишний слой металла, не сгладить тончайший узор, который может "поплыть" от температуры. В ход идут препараты и средства самого мягкого воздействия.
 


Корпус с потемнениями, не блестит. Даже не сразу понятно, что это золото.
 

Легкая полировка и кондиционирование.
 

Налет въевшейся грязи и жира. Поверхность не давала отражения.

Появился положенный золотой блеск. Корпус сверкает.

 
 

Вильям Габю, сталь, реставрация стрелок

Интересный пример со стрелками – просто сравните одни и те же часы. Какие часы гармоничнее и в целом правильнее?
 


"Вес" толстых стрелок перекрывает остальные элементы циферблата.
 
Заменены все три стрелки. Строгий классический комплект.
   

Ulysse Nardin, серебро, реставрация стекла и корпуса

При том, что все детали часов оригинальные, вид был, пожалуй, только на 4 с минусом. Стекло в сетке мелких возрастных царапинок, точек, помутнений. Щадящая глянцевая полировка корпуса сразу преобразила корпус. А полировка оригинального стеклянного стекла расставила акценты в цифрах и стрелках.
 

Из-за помутневшего стекла нечетко видно стрелки и цифры.
Подзатертый корпус не блестит.
Оригинальное стекло отполировано.
Серебро кондиционировано, легкая глянцевая полировка.
На стрелки нанесен люминофор.
   

PATEK PHILIPPE, золото 14К, реставрация циферблата

Тяжелый случай. Циферблат подвергся не только коррозии, но и механическим повреждениям. Полировками, мойками и притирками тут не обойтись, и пришлось признать, что сохранение полностью оригинального циферблата в данном случае невозможно.
 


Сильная коррозия в слое краски, убрать такую невозможно.
Накладные метки усложняют задачу.
 
Накладные метки и цифры выбиты из пластинки, старая краска удалена, нанесено новое изображение типографским способом, отполированные метки и накладные цифры установлены на место.

Что было до

И что стало после...

 
 

Hanhart, военный немецкий хронограф (служебные часы Люфтваффе, 1942 год), реставрация стрелок

Военные часы должны иметь лицо, и стрелки очень важны. Светящиеся составы до конца 1950-х годов делали на основе солей радия, и они излучают повышенный радиоактивный фон. Часто такие стрелки и циферблаты портят умельцы, опасающиеся радиации. Данный экземпляр подвергся нападению на стрелки, остальной части повезло – цифры не тронули. Важно после нанесения нового безопасного люминофора придать ему цвет и тон оригинальных цифр, чтобы стрелки не выделялись своей новизной.
 


Стрелки пытались мазать каким-то клеем, он потемнел и отслоился.
 
На стрелки нанесена новая светомасса, состарена в тон цифр.
Цифры не тронуты, в оригинальном состоянии.

 

OMEGA, переделка в наручный корпус, комплексная реставрация

Часы были без стрелок, без стекла, и вообще в страшном побитом состоянии. Даже не делал фото, чтобы не травмировать психику. Пришлось делать комплексную работу, полностью восстанавливать циферблат, корпус, механизм.
 


Потемневший циферблат. Внешний вид – один сплошной минус.
Но технология изготовления дорогая, это плюс. Он из цельного серебра.
 
Циферблат цельно-серебряный с резными цифрами и метками.
Он отчистился, темно-лазурная эмаль сохранилась вся в оригинале.

Потертости и повреждения старого хромированного корпуса.
 
Удаление старого хромового покрытия, полировка, ультразвуковая мойка, травление, и нанесение родиевого гальванического покрытия. Корпус смотрится значительно лучше.

Стрелок не было.
Были подобраны стрелки в стиле "Арт-деко", в стиль циферблата.
 
С минеральным стеклом и на ремне – можно одевать и носить.
 
 

Безымянные дамские часики, золото 14К (0.585), брилианты, комплексная реставрация

Еще один сложный случай, наследство бабушки. Тусклый комочек металла, совсем никакого вида. Задача – сделать симпатичные часики для ношения на руке. Не совсем верилось, что это реально осуществить, но тем не менее...
 


Браслет утерян, циферблат выцвел, стекло зацарапано.
 

Обильная коррозия по циферблату, слой краски вздулся и почернел.
 

Моделируем циферблат на компьютере, подбираем шрифты и точные размеры.
 

С оригинальной металлической пластинки счищен весь слой краски.
Типографским методом нанесена двухцветная печать.
 

Восстанавливаем корпус, чистим камни. Меняем стекло.
Блестят и играют на свету, как и положено бриллиантам.
 

Последний штрих подбираем и устанавливаем старинный пружинный браслетик.
Можно одевать и носить...
 

Реставрационная работа в разы сложнее обычного ремонта. Необходимо оценить потенциал предмета, увидеть его в изначальном заводском состоянии, и выбрать наиболее щадящие и аккуратные шаги, которые приведут к желаемому результату. Работа связана с экспериментами, пробами и ошибками – стандартных путей практически не существует. Этим реставрация сложна, ценна, и интересна.

В следующий раз постараемся рассмотреть более сложные вопросы реставрации механизма – приведения деталей механизма антикварных часов в вид, наиболее близкий к тому, в котором он был изготовлен. Чтобы старинная машинка не просто тикала, но и чтобы красиво выглядела, и отсчитывала точное время.

 


INSTAGRAM TWITTER FACEBOOK YOUTUBE (C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный e-mail german.polosin@gmail.com