Сложный 24-часовой регулятор с полным календарем

Франция-Швейцария, неизвестный мастер, ~1820-е годы



Обратите внимание на суточную разметку двумя цветами
день обозначается красными цифрами, а ночь черными.
Часы пока без реставрации, не хватает двух стрелок.

Очень необычные часы с множеством функций! Несмотря на узнаваемый французский стиль исполнения, они явно "не от мира сего". Такой предмет не встретишь даже в каталогах – настольно необычна конструкция механизма, разметка циферблата, и задумка стрелочной индикации.

Если двухцветная 24-часовая индикация времени иногда и встречается в часах XVIII-XIX веков, то такое сочетание с календарями никогда не попадалось. Особо компактный цилиндровый механизм, спрятанный под циферблат баланс, и вынесенный на циферблат регулятор точности дополняют и без того необычную картинку.

Но обо всем поподробнее...
 



Диаметр часов довольно небольшой, 54 мм. Маленькое аккуратное колечко-бигель.
Корпус из серебра с позолотой, выразительные цветочные мотивы ручной резьбы.

Ищем механизм

Самое необычное выясняется, когда мы хотим взглянуть на механизм. Открываем корпус, вынимаем закрепленный на шарнире механизм, а там пусто! Пустая плата с рубиновыми камешками и одной стальной накладочкой. Даже регулятора точности хода нет.



Механизм на шарнире, как в любых ранних французских часах XVIII – начала XIX века.
Позолота горячего типа, применявшаяся до 1840-х годов.




Задняя плата смонтирована винтиками на круглых опорах-столбиках.
Между платами большой барабан без фузеи и довольно простая колесная система. Баланса не видно.
Посмотрите внимательно на фото, под циферблатом не так уж много места...
 

Что спрятано под циферблатом

А туда спрятан баланс, очень интересное решение для компактности механизма. Подобное решение встречалось в некоторых репетирах Berthoud и часах Breguet "Perpetuelle", где сзади монтировалась система автоподзавода с маятниковым грузиком. Кто знает, может быть и такая задумка была и у автора этих часов (который, кстати, даже не подписался).



Под циферблатом оказался и баланс, и вся система календарей.
Видна ручная работа, обратите внимание на следы циркуля, которым размечали элементы на плате.

Снимаем "месячное" колесо, оно 61-зубое. Месячная разметка вообще странная, 30+31 день. 



Стальные колеса для указателя месяца. Кажутся новодельными, но форма зуба длинная, старая. Оригинал.
Стальные детали без фасок и без полировки, поэтому немного пострадали от коррозии. Будем исправлять..




Спуск цилиндровый (см. типичную форму оси баланса), под балансом регулятор точности с приводом от квадрата стрелки.

Циферблат и стрелки

Разумеется, он эмалевый, керамический. Цифры прописаны вручную и запечены в печке. Поэтому они так сохраняют насыщенность, столетиями даже не выцветают, как хороший фарфор. Очень много мелких элементов, шкал, цифр. Такой циферблат отрисовать на порядок сложнее типичной пластинки с одной шкалой, он требует нескольких промежуточных запеканий с риском испортить весь результат.

На циферблате разведены стрелки часов и минут. Такая форма традиционно называется "регулятор". Обычно малая стрелка обозначает часы, и большая стрелка – минуты. Но и тут все наоборот! Маленькие минуты внизу, а часы по центру, 24-часовая шкала.
 



Циферблат оригинальный с ножками, сзади контрэмаль. Обозначения производителя нет.



На верхнем дополнительном диске регулятор R-A и месяцы с количеством дней в каждом месяце.



На нижнем дополнительном диске обозначения дней недели на французском и шкала для минут.
Крайне необычна шкала даты – после разметки 1...31 начинается новая разметка 1...30.

Стоит отметить 61-дневный цикл, который нигде более не встречался даже на картинках. Очевидно, автор подметил, как чередуется число дней в месяцах:

январь 31 – февраль 30 (29-28) – март 31 – апрель 30 – май 31 – июнь 30 ...

Реализовав чередование 30-31 день, автор сократил необходимость переводить стрелки. Тут же на циферблате подсказка с количеством дней в месяце, довольно просто отследить когда понадобится коррекция.
 

Неизвестные авторы шедевра

Скромность украшает человека, и нет ничего удивительного, как на таком уникальном изделии нет имени мастера. А ведь это не простые массовые шпиндельные часы на базе машинной заготовки-ebauche, а штучная ручная работа, на которую ушел не один месяц труда.

Человек задумал и реализовал в механике необычный 61-дневный 2-месячный цикл для сокращения необходимости переводить дату, рассчитал колесные передачи, сконструировал и реализовал все это в металле. По ходу работы наверняка экспериментировал и искал удобное решение, на плате видны следы циркуля и намеченные, но не используемые отверстия. И не подписал имя.

Разумеется, корпус делал и гравировал другой мастер-корпусник. И циферблат писал эмальер, с применением разметочной машинки. Разделение труда было четко отлажено в часовом промысле Франции и Швейцарии еще со второй половины XVIII века. Но имена подписывали далеко не всегда.

Грустно видеть современный "Swiss Made", разрекламированный "в духе традиций и скрупулезной ручной работы самых квалифицированных швейцарских мастеров-часовщиков" (и т.д. и т.п.). И это швейцарское добро по большей части сделано в Гонконге на бездушных штампованных механизмах машинной работы, автоматизированной сборки и настройки. Ни минуты ручного труда, а на роторе автоподзавода большими буквами имя фирмы. Где уж тут скромность.
 

Что-нибудь похожее?

Фантазия и умение мастера порадовали, предмет не похож ни на что виденное прежде. Самое близкое, что приходит в голову, это астрономические часы, которые удалось подержать в руках при реставрации в 2007 году:



"Часы Калиостро" с астрономическими функциями Daniel Sabler, Австрия, Graz, ~1800-й год.
Шпиндельный механизм, очень большие, диаметр корпуса без головки 70 мм.

Если сравнивать с "Калиостро", то последние выигрывают как по сложности циферблата, так и по качеству обработки деталей усложнений. Но мне не очень нравится шпиндельный механизм на стандартной заготовке, таких сотни тысяч.

В нашем случае интересна необычная конструкция базового калибра, и очень компактный размер сложного механизма – 48 мм по циферблату, толщина всего 11 мм. Ни один шпиндель с компликациями не сравнится по толщине с таким экземпляром.
 

Реставрация

Часы пришли в замечательном неубитом состоянии, и достойны самой аккуратной и тщательной реставрации. Ряд незначительных проблем в механизме (битый камень, сломан штифт, утерян один рычаг-фиксатор), это все устранить не так сложно. Самая большая проблема – стрелки. Надо искать старинные стрелки. Причем, помимо совпадения размеров, они должны формировать простой и правильный визуальный образ, чтобы сложный циферблат со множеством цифровых шкал мог адекватно восприниматься зрительным аппаратом человека.

Всего часах должно быть всего 7 стрелок:

     – Час (стрелка в центре, 24-часовая шкала)
     – Минута (на нижнем дополнительном диске)
     – Секунда (в центре, тоненькая)
     – Число (в центре, шкала 1...31 + 1...30)
     – День недели (на нижнем дополнительном диске, DIM –  LUN – MAR – ...)
     – Месяц (на верхнем дополнительном диске, к каждому месяцу идет подсказка с количеством дней)
     – Регулятор точности Avance–Retard (на верхнем дополнительном диске, R–A)
 

После подбора (изготовления) недостающих стрелок и деталей, данный обзор будет дополнен. Часы итак очень эффектные, жемчужина коллекции, но без правильных стрелок их потенциал по-настоящему пока не раскрыт.

Ждите обновлений!

 

Дополнительные материалы:
    Астрономические "Часы Калиостро", Австрия, начало XIX века
    Часы с календарем и редким крючковым ходом


P.S. Куплю любые стрелки от старинных карманных часов! Желательно кучками, оставшиеся от старых часовщиков.




INSTAGRAM TWITTER FACEBOOK YOUTUBE

(C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный e-mail german.polosin@gmail.com