В одной лавке на окраине, среди
множества безликих старых часов, внимание привлек крупный циферблат с цифрами
старого начертания. Часы выделялись огромным размером (более 60мм), циферблатом
в старинном стиле "регулятор", и дырой для заводного ключа, как в больших
настенных часах. При этом были
укомплектованы совершенно неподходящим английским корпусом без ранта и стекла, и
самодельными стрелками, которые так и норовили отвалиться.
Видно, что часы собирали по частям, корпус паяли и перетачивали. К счастью, к
механизму предыдущие матера отнеслись бережно, он даже стабильно тикал. Внутри, как обычно, была грязь, при
переключении залипал календарь.
Сначала часы они были такими. Секундную стрелку даже не фотографировал, она была
ужасной.
Главное, что бросилось в глаза – механизм. Французский гравированный мост баланса с двумя ножками, и отсутствие фузеи. Между платами можно было заметить необычное ходовое колесо с вертикальными зубьями, характерное только для крючкового (виргульного) хода. Решение было очевидным, и после небольших торгов часы перекочевали в нужные руки.
Между платами видна типичная деталь крючкового
(virgule) хода – колесо с прямыми вертикальными зубьями.
В тот же вечер после покупки был полностью отреставрирован механизм. Полная чистка, мойка, смазка, регулировка, полировка и синее воронение винтов. Он стал сиять!
Французский стиль конца 18 – начала 19 века, резной мост баланса на 2 ножках,
серебряный диск регулятора точности хода.
Еще через пару дней к механизму был подобран корпус в правильном французском стиле. Повезло – диаметр под рант, глубина, диаметр под плату, вырезы под петельку и защелку подошли идеально, лишь с незначительными правками надфилем! Модифицируем только корпус, механизм не трогаем.
Еще 3 недели ушли регулировку хода, большое заказное стекло куполообразной формы (под него пришлось точить специальную оправку). Пара золотых стрелок, коробка – и часы готовы.
Вот такие они сейчас. Стильные старинные часы. Циферблат напоминает большие напольные
часы-регулятор.
Крючковой ход упоминается в литературе, справочниках по часовому делу,
антикварных часовых каталогах. В реальной жизни часы с ним практически не встречаются, разве
что попадаются за хорошие деньги на узкоспециализированных часовых магазинах и аукционах.
Это некий ранний тип спускового устройства, которое в 1753 году разработал
знаменитый французский часовщик-изобретатель Жан-Антуан Лепин (Jean-Antoine Lepine). Устройство сочетало элементы цилиндрового спуска и дуплекса, и было сложным в
изготовлении. Ходовое колесо имело вертикальные зубья, стоящие поперечно
плоскости полотна колеса. Ось баланса выполнена эксцентриком с насаженным на
него единственным зубом в форме запятой:
Ось баланса очень сложной и необычной формы. Баланс и волосок как в шпиндельных
часах – плоский обод, и всего 3 витка пружины.
По-французски ход называется echappement virgule, что в переводе значит "запятая", по характерной форме зуба на оси баланса.
Точность и надежность крючкового хода была примерно на уровне цилиндрового. Изготавливать детали хода было сложно, он выпускался в краткий промежуток времени – примерно с 1775 по 1810 годы, и даже в то время имел небольшое распространение. До наших дней дошло совсем мало живых часов с таким типом механизма.
Одна из особенностей механизма – центральная секундная стрелка. Так выглядели первые шаги к разработке хронографов и секундомеров. Часы-счетчики (compteour), пока даже без функций останова секунды, создавались с удобной крупной шкалой секунд для измерения коротких промежутков времени. Поначалу функция применялась на скачках, позже стала необходима для военных, инженерных, и физико-химических задач.
Обратите внимание, метки на циферблате размечены через 1/4 секунды. В более новых часах такого не встретишь – там идет разметка 1/5 или 1/10 секунды.
Циферблат изготовлен вручную! Это фарфоровый диск, с нанесенными вручную метками, рисками, и цифрами. Обратите внимание на неравномерность в нанесении точек между секундными делениями, на разную длину меток, на разное начертание цифры "5". Если вглядываться, разница очевидна. Но без микроскопа ее углядеть невозможно.
Здесь тоже видно, чуть "скачет" начертание, длина линий римских цифр. Но все
равно выполнено очень точно, эти огрехи видны только под микроскопом и при
большом увеличении. Посмотрите, точки напротив цифр толще остальных. Это даже
трудно заметить невооруженным глазом, впечатление "выделенности" цифр создается
на уровне восприятия, а не на уровне понимания. Сложность рисования эмалевых
часовых циферблатов, в сравнении с эмалевыми миниатюрами, заключается в
необходимости идеально точно соблюдать размеры, положение цифр, форму и толщину
линий.
Когда держишь часы в руках, все эти мелкие огрехи просто не видны. Глаз сразу распознает, если
что-то не так, а здесь все идеально. Более того, циферблат сложный. Четыре ряда
цифр, множество меток между секундными делениями. Даже при использовании
уменьшающего пантографа, для такой тонкой и кропотливой работы требуется много времени и высокая квалификация.
Интересная и довольно редкая для 18 века функция – стрелка календаря. Репетиры в те годы встречались чаще, чем календари.
Фото календарного устройства часов под циферблатом
Реализация по высокому классу. Качественно отделаны колеса, поставлена
отполированная собачка с пружинкой. Конструкция легко разбирается и
обслуживается. Приятно смотреть на такую добротную работу.
Сохранность календаря идеальная: все работает, правильно переключает дату при
переводе стрелок как вперед, так и назад.
Корпус французского стиля, с открывающейся передней и глухой задней крышками. Такие корпуса делались под часы с заводным отверстием на циферблате. Чтобы открыть крышку, на боковой стороне предусмотрена защелка с кнопкой.
Корпус из серебра, на боковине едва заметный, очень мелкий узор-насечка. Внутри пробиты очень необычные клейма.
Здесь небольшая загадка. Такие клейма в каталогах не встречаются, и специалисты по серебру не смогли распознать к какой стране они относятся. Франция, Скандинавия, Англия, Германия ставили другие значки. Ясно одно, HRT – инициалы производителя корпуса. Разумеется, пробы нет – ее стали ставить много позже.
Удалось найти несколько ссылок на похожие часы в каталогах. Обратите внимание, механизмы идентичные – даже заводное отверстие на том же месте расположено.
Часы в неоригинальном, более позднем серебряном корпусе, с крючковым ходом, без
календаря.
По ссылке на картинке открывается полное описание часов, они были проданы за
$2525.
Возможно, производитель механизма тот же самый что и в моих часах – совпадает
даже гравировка мосту баланса.
Часы с крючковым (virgule) ходом в оригинальном золотом (18k) корпусе с
жемчужными вставками.
Центральная секунда, вместо календаря – индикатор возраста и фазы луны.
Были проданы на аукционе Antiquorum в 1997 году за $13600.
Сочетание крючкового (virgule) хода, центральной секунды, и календаря в исполнении швейцарских мастеров XVIII века – большая редкость. Учитывая хорошую сохранность, работоспособность, и привлекательный внешний вид часов, они занимают очень достойное положение в коллекции.
Часы с крючковым ходом, центральной секундой и календарем (Швейцария, 1790-е годы)
(C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора. |