Как прочитать и расшифровать вензель на гравировке часов
В этом обзоре мы рассмотрим некоторые прикладные принципы распознавания
монограмм и вензелей на часах. Культура монограмм и геральдики — широкая
историческая тема, и в рамках данного обзора нет цели охватить её полностью.
Часы с вензелем или монограммой рано или поздно обязательно попадаются любому
коллекционеру. Если вензель хороший, витиевато и мастерски выполнен — его не так
просто расшифровать и понять. Чем более искусна художественная работа
ювелира-гравера, тем сложнее завязаны между собой буквы и элементы.
Монограмма — графическое художественное комбинирование букв инициалов.
Вензель является чаастным определением монограммы из двух переплетённых букв,
происходит от польского слова Węzeł — узел.
"Официальная" монограмма знатного владельца помещалась на все предметы —
одежду, вещи, карету, домашинюю утварь. Основательный подход к семейной или
личной монограмме — когда она не просто нарезана на поверхности, а выполнена
накладным ювелирным элементом, возможно с драгоценными камнями.
Часы-подвеска Джозефины Бонапарт, Breguet, 1800.
Накладная монограмма Наполеона из золота с бриллиантами (источник:
Christies)
В реальной жизни чаще попадаются монограммы, позаимствованные гравёром из стандартных каталожных лекал. Часовые депо и локальные ювелирно-часовые
мастерские предлагали на выбор стили и образцы монограмм, которые можно было
легко выбрать и заказать гравировку на купленных в магазине часах.
Монограммы встречаются на греческих монетах ещё с 350 года до нашей эры, но
никаких персональных часов тогда конечно же не было. Ближе к "часовой эре" понятное объяснение явления
монограмм можно встретить в Циклопедии Риса
(Rees's Cyclopaedia) 1818 года, где упоминается следующее:
... раньше, когда торговцам и негоциантам не было
позволено использовать фамильные гербы, они заводили себе
шифрованные художественные монограммы, представлявшие собой в
основном первые буквы имен, переплетенные вокруг крестов и
подобн.; их можно увидеть на надгробиях, а также на вещах,
отражавших ранг владельца, таких как именные печати и кареты.
Эта практика была расширена впоследствии, чтобы избежать
ежегодного налога в размере двух золотых гиней в пользу
британской казны для тех, кто носит изображение фамильного герба
на своей карете.
Карманные часы 1675-1680 годов, монограмма с короной выполнена клепками
(источник: Camerer Cuss)
Как читать сложную монограмму
Правильный вензель видится не как набор букв, а как целостное графическое
произведение. И тем не менее, с того момента как монограмма расшифрована взглядом и
сознанием на составные элементы, она должна читаться и запоминаться без
затруднений.
Обычная монограмма содержит две буквы, они читаются слева направо. Две буквы
слева-направо — самый традиционный вариант монограммы. Однако, чаще всего
художник-ювелир старался развлечь и запутать зрителя.
Карманные часы Retouret Geneve с ювелирным
"дамским" вензелем "BE", Швейцария, 1880-е
Если в монограмму необходимо было спрятать более 2 символов, то либо буквы
ставили в ряд, либо накладывали друг на друга (такие монограммы назывались Шифр,
франц. Cypher).
Чтобы расшифровать сложную монограмму, надо представить себе ее как
трехмерное изображение, в котором на передний план выдвинута первая буква, за
ней стоит вторая буква, и на заднем плане третья буква.
Золотые карманные часы Patek Philippe со сложными монограммами "JPB" и "KEM" (источник:
Christies)
Мужской или женский вензель?
Не было жесткого правила относительно принадлежности монограммы, но их можно
определять согласно некоторой традиции начертания:
мужской вензель — две буквы, имя и фамилия
дамский вензель — одна буква имени со множеством завитков в затейливом обрамлении
детский вензель — одна легко читаемая буква в простом обрамлении
свадебный (семейный) вензель — две буквы имен молодоженов, иногда крупная третья буква фамилии вплетена между ними
Карманные часы
Павелъ Буре с монограммой "ЕК" на крышке, 1885 год.
Предположительно, монограмма к свадьбе — переплетенные буквы Е и К выполнены
намеренно разными шрифтами (жених и невеста).
Что касается дореволюционных российских монограмм, то чаще всего они
выполнены по лекалам из каталога в духе европейской традиции своего времени. Ниже
приведена типичная монограмма из каталога, ручная резьба штихелем по гладкой крышке
карманных часов.
Дамские каманные часики Павелъ Буре с гравированным вензелем "ВК" , 1907.
Заказная гравировка штихелем, имитация объема и штриховка полутонов.
Княжеские и царские монограммы хорошо описаны
в литературе и по уровню не
уступают швейцарским образцам. Однако, чаще в жизни встречаются образцы попроще.
Русские карманные часы с гравировкой для выпускника Владимирского военного
училища, 1900-е.
Простая гравировка штихелем на вензельном щитке.
После Революции 1917 года и периода НЭПа монограмма на предметах стала считаться
пережитком дворянского прошлого, и практически ушла из обращения на русскоязычном пространстве. В лучшем случае можно встретить пару букв,
награвированных в случайном порыве без художественного шифрования.
Тем не менее, всегда найдётся исключение — и вот мы видим "ветеранские" часы
Победа 1955 года с лихо зашифрованными завитками инициалов на крышке. Уровень
мастерства гравёра явно далёк от старых образцов, но желание подражать
преодолевает все препятствия. Если честно, я так и не понял что тут за буквы,
может быть это национальный алфавит, грузинский или армянский?
Гравированный вензель на часах "Победа" 1955 года (источник:
см. лот 768)
Монограммы высшего класса
К рубежу 19-20 веков ремесло гравировки достигло
зрелости как по части усложнения и переплетения изображения, так и по части
техники изготовления. Ниже три образца часов швейцарской фирмы Patek Philippe с
высококлассными монограммами: аккуратная интеграция вензеля в резьбу гильоше на крышке, цветная
тонкостенная горячая эмаль, и накладной объёмный золотой вензель с обхватом
объема крышки.
Образцы карманных часов Patek Philippe с художественными монограммами высокого
класса (источник:
Christies)
Ссылки
образец 1,
образец 2,
образец 3.
Эпоха Арт-Деко значительно повлияла на картинку, формируемую монограммой, и с
1920-х годов можно встретить разнообразие лаконичных геометрических решений и
неожиданных написаний инициалов.
В изделиях после 2-й половины XX века прослеживается дальнейшее упрощение изобразительных
качеств монограмм, чаще всего сводясь к паре букв формального шрифта без украшений. Тем не
менее, встречаются совершенно замечательные замысловатые комбинации букв, те
редкие случаи когда гравёр подошёл к делу не только
с руками, но и с душой.
О подделках вензелей и монограмм на часах
Безусловно знатный исторически значимый вензель может поднять ценность часов.
Этим пользуются поддельщики. Легко взять неприметные старинные карманные часы,
нанести на них монограмму и/или дарственную подпись, и запрашивать за предмет цену
не просто как за часы, но как за историческую вещь. Часто торговцы-мошенники
сопровождают часы фотографиями владельца, записками или документами. Практически
всегда это пыль в глаза — на поверку документы никак не связаны с конкретными
часаами, в документах не фигурирует номер и марка часов, на фотографии владельца
либо вообще нет часов, либо они там другие, и т.д.
В плане техники подделок современные мошенники освоили практически все
способы (включая сложную эмаль), и это печально. Даже на надежные аукционы попадают часы с
поддельными вензелями, см. пример с
поддельными "масонскими"
часами Юсупова.
Несколько лет назад на рынке Вернисаж мне предложили механизм
репетира 1820-х годов с редким масонским циферблатом. Покупать не стал, но
фотографии на телефоне сохранились. Через пару лет ровно этот же механизм с тем
же самым серийным номером появился на известном женевском часовом аукционе.
Теперь он представлен в золотом корпусе с атрибутами царской семьи, на крышке
вензель Николая Борисовича Юсупова.
Получается, что мошенники купили настоящий старинный механизм с редким
циферблатом, и сделали для него новый корпус (или переделали корпус от других
часов). Прилепили герб и вензель, но в описании всё убедительно указано как
оригинал. Предмет был продан за 45000 шв. франков. Если бы не история с
Вернисажем и совпадение серийного номера, по фотографиям было бы сложновато
усомниться в оригинальности, всё-таки авторитетный аукцион из Женевы...
Поддельный вензель Юсупова на аукционе. Слева — голый механизм, который
продавался на Вернисаже.
По центру и справа — часы в новом золотом корпусе с фальшивой накладной
геральдикой и вензелем.
Тем не менее, опытный взгляд сможет отличить новое от настоящего
старого. Поэтому хороший вариант — разглядывать предмет под микроскопом и
подмечать технику, в которой выполнены детали гравировки. Если гравировка
смотрится свежее и новее, чем остальное изделие, без застрявшей старой грязи в
углублениях — есть повод задуматься. Если поверх изношенного потёртого
корпуса мы видим накладной вензель — это сигнал тревоги, под вензелем корпус
никак не мог изнашиваться, значит вензель приделали уже на старый корпус. И так далее,
подделку почти всегда можно вычислить.
Что порекомендовать — не покупать яркие предметы заочно по интернету. Всегда
есть смысл
проверять их под микроскопом, либо подключать к выбору покупки эксперта. Особо настороженно
стоит относиться к предметам из Восточной Европы, в частности из Болгарии — либо включите эту страну в
свой стоп-лист, либо становитесь экспертом и проверяйте каждую мелочь под
микроскопом. Болгарские мошенники буквально меняют коллекционный ландшафт,
наводняя рынок правдоподобными подделками на тематику царских и королевских семей.
Запасайтесь литературой и знаниями, хорошо насмотренный глаз способен заподозрить подделку
без чьей-либо помощи.
P.S.
Если у Вас появилось желание глубже разобраться в чтении и трактовке
монограмм — замечательно, ведь это
целый мир, наполненный интереснейшими фактами и требующий погружения в
исторический контекст. Данный обзор лишь приоткрывает некоторые моменты, но
надеюсь будет интересен и полезен читателям сайта.
(C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный e-mail german.polosin@gmail.com