Небольшая зарисовка на тему Omega – Labrador

или гадкий утенок превращается...

Небольшая история реставрации механизма от золотых карманных часов. Правда, золота в обзоре не будет, потому что корпус этих часов давным-давно переплавили на модные золотые зубы и стильные толстые кольца-печатки. Осиротевший механизм остался валяться в коробке часовщика, и пролежал так несколько десятков лет.

Итак, вот наш пациент, выменян у одного жадного часовщика на некоторое количество денежных бумажек. Судя по слоям грязи, валяется без корпуса еще с довоенных времен. Бедолага.

механизм Labrador грязный

Вероятнее всего, машину долго хранили в промасленной бумажке. Масло за полвека приросло к металлу слоем твердой смолы.
Случай тяжелый. Обычно старинные механизмы выглядят намного симпатичнее, чем этот чумазик.

Немного разбираемся с происхождением механизма, ибо важно понимать, с чем имеешь дело. У нас в руках чистый швейцарец начала XX века, с еле различимой непонятной надписью Labrador Depose. Зато под циферблатом нашлось маленькое круглое клеймо известнейшей швейцарской фирмы OMEGA, чьи хронометры ныне известны всем знатокам часовой темы, и потому в хорошей цене. Собственно, это очень ранний механизм мануфактуры OMEGA, когда они еще работали под старым названием "Labrador". В истории фирмы такой факт встретить можно, а вот живьем подобные часы встречаются очень редко даже у опытных собирателей данной темы. Так что пациент наш коллекционный, модель примерно 1905-1908 годов. Подобные образцы иллюстрируют раннюю историю мануфактуры, и обычно ценятся даже выше, чем обычная швейцарская "Омега".

Omega Labrador

Помимо коллекционной ценности механизма, сыграл роль хороший эмалевый циферблат (его сразу же снял и спрятал от возможных повреждений, фото увидим в конце), ну и вообще желание сберечь машину от разборки на детали, выявить ее потенциал и вернуть к новой жизни.

Итак, сначала разбираем всё до винтика. Снимаем с основной платы механизма все детали. Обычные механизмы чистятся в ультразвуковой мойке, но тут современная технология не поможет. Поэтому замачиваем 10 минут в бензине, и хорошенько чистим вручную щёткой, с ювелирным чистящим раствором и зубным порошком (кстати, зубной порошок в наши дни уже раритет).

чистка старинного механизма

После несложной магии старая масляная корка слезает, окислы очищаются до чистого сияющего металла с полированными фасочками и шлифовками "перлаж" (круговое зернение).

Вот теперь клейма и номера патентов видно намного лучше, свет и тень играют в отражениях.

С обратной стороны тоже добиваемся чистоты, здесь будет монтироваться вся колесная система. Особое внимание уделяем чистке рубиновых камней, в которых будут вращаться колеса механизма. Они должны быть идеально, безупречно очищены и оттерты заточенными деревянными палочками от остатков грязи. Вращению колес ничто не должно мешать.

Каждая деталь отмачивается, и по-отдельности, тоже вручную очищается пеной с порошком до такого же сияющего состояния. В колесах между зубьев черный налет, его потом дополнительно оттираем тонко заточенной твердой бамбуковой палочкой.

чистка часового колеса

В целом повезло, что машина пролежала так долго без вмешательства криворуких часовщиков, и никто не оставил на ней царапин от отверток. Царапины чисткой и колдовством не убрать, а вот окислы и корку масла – это не сложно, просто кропотливая ручная работа.

После ополаскивания в чистом бензине "калоша" собираем механизм. Проявились и заблестели полированные золотые вставки-шатоны с рубиновыми камнями, заиграл в лучах рисунок волнистой шлифовки, более четко видны надписи. Механизм сразу заработал, хотя был наглухо закисший.

Золотые шатоны лучше всего очищаются тонким деревянным бором в бор-машинке, пропитанным полировальной пастой dialux (белый ярлык).

Перед чисткой для будущих часов был подготовлен корпус, из вот такой заготовки. Материал – гипоаллергенная нержавеющая сталь 316L. На токарном станке расточены посадочные размеры, крепежи.

Осиротевший механизм от старинной карманной "луковицы" шаг за шагом превращается в новые наручные часы.

Переходим к главному – лицу будущих часов. Речь про циферблат и стрелки. С циферблатом обращаемся очень аккуратно, ставим его только в самом конце проекта. Такой циферблат очень боится трещин.

Материал циферблата – горячая эмаль, керамика на медной подложке. Вековой возраст не отражается на насыщенности красок, они запечены в слое керамики при 900-градусной температуре, и не боятся бытовых загрязнений. Только трещины и сколы могут омрачать вид эмалевых циферблатов, и уж если трещина появилась, то ее не убрать. Поэтому надо обращаться бережно. Здесь повезло, всё в отличной сохранности, только маленькая царапка на цифре 60. Всё настоящее оригинальное, возрастом более 100 лет.

часы Labrador эмалевый циферблат

Фото со снятым передним стеклом. Стрелочек не было, только секунда оригинальная.
Пару стрелок час-минута подобрал в строгом стиле для формирования образа классических мужских часов.
Стрелки из стали, темно-синего цвета побежалости.

После чистки смазываем и настраиваем механизм. Повезло, что техническое состояние осей и рубиновых камней оказалось очень хорошим. Готовые часы после недельного тестирования показывают разброс точности хода 10-20 сек/сутки. Эта погрешность укладывается даже в современные стандарты, так что можно считать проект удался. Машина качественная, известной марки с достойной историей, так что негоже ей было валяться без дела.

Еще немного магии, ремешок с застежкой, и все готово – можно одевать и носить. Крупный брутальный размер сейчас в моде. Спереди часы вообще как новые, и лишь по механизму можно определить возраст.

Важная деталь – корпус делаем с прозрачной задней крышкой, чтобы можно было любоваться тикающим 100-летним механизмом. Кстати, тикает он довольно громко.

Вот так из "гадкого утёнка" удалось сделать красивые современные часы со 100-летним сердцем, которое снова надежно и точно отсчитывает время.

В заключение надо отметить, что этот проект был одним из действительно тяжелых случаев, и только на чистку деталей ушло полдня чистого времени. Обычно исходные механизмы для таких часов выбираются в заведомо идеальной сохранности, чтобы время на восстановление не оказалось потраченным зря (ведь пока всю работу не сделаешь, так и не знаешь – затикают они хорошо и надежно, или не захотят). Однако, в проекте "Лабрадор" риск оправдался, и контраст "до" и "после" говорит сам за себя.

Спасибо за внимание !

Дополнительно:
        О проекте "часы по подписке"




INSTAGRAM TWITTER FACEBOOK YOUTUBE

(C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный e-mail german.polosin@gmail.com