Реконструкция старинных часов Hy Moser & Cie

Полная переделка артельных часов, включая корпус

Исходный текст (англ.): /en/hy-moser-cie-watch-restoration-project/

Года три назад посчастливилось приобрести страшненькие часы от известной русско-швейцарской марки Hy Moser & Cie. Когда-то это были карманные часы, но в советские годы их переделали для ношения на руке.

 

Наш пациент Генри Мозер

Создание наручных корпусов для старых механизмов было традиционным в ранние годы СССР, 1920-30-е годы. Из-за высокого спроса на наручные часы и отсутствия отечественных производителей таковых, переделкой карманных часов в наручные занимались малые часовые артели. В основном они производили простейшие футляры-корпуса из латуни, на вид строго функциональные, чаще всего кургузые и уродливые.

Мутное стекло. Грязная, затёртая ржавая шайба корпуса. За что я платил жадине-торговцу???

Выглядит печально. Облезлое никелевое покрытие, потускневшие ржавые ушки.

Какая-то запёкшаяся гадость на пластиковом стекле. Как такое вообще можно на руку одеть?

Ну и грустные вести о механизме. Он поломан, но хуже того — какие-то "мастера" расцарапали все стальные детали.

Стальные колёса расцарапаны, шляпка каждого винта повреждена. Следы коррозии на стальных деталях.

  Но есть и добрые вести. У нас тут замечательный эмалевый циферблат!

Присмотритесь к цифрам старинного фасона. Глаз не отвести от красной цифры 12 с завиточками !

Пожалуй, этот циферблат стал единственной причиной для решения о покупке этих старинных часов. Нельзя было оставлять эмалевую красоту в столь жутком обрамлении. Гнутые, ободранные, почерневшие стрелки. Они не достойны такого циферблата. Будем спасать предмет!

Что было решено сделать:

 

Этап 1 — изготовление нового часового корпуса

Создание нового часового корпуса — не такой уж сложный процесс, если иметь соответствующие навыки токарных и фрезерных работ, и понимать конструкцию часов. В случае с этим корпусом следовало обратить особое внимание на фасад и ушки — они должны соответствовать эпохе механизма и не выглядеть как "новодел". Готовый корпус должен быть в стиле ранних наручных часов, как если бы он был сделан в 1910-х годах (см. примеры в галерее).

Первым делом снимаем размеры механизма и готовим чертёж будущего корпуса.

Далее вытачиваем на токарном станке заготовки для деталей корпуса.
Изготовлены черновые заготовки центрального корпусного кольца, переднего и заднего ободков.

Так называемые "оливки" — детали крепления для ушек, выдержаны в стиле "антик".

Все детали изготавливаются из нержавеющей стали. Ранты (ободки) подгоняются тонким резцом с посадкой на центральную деталь корпуса. После обработки резцом на станке детали требуют полировки и ручной доработки.

В боковине корпуса сверлятся отверстия для заводной головки и кнопки перевода стрелок.

Два минеральных стекла устанавливаются с помощью современного УФ-клея.

На этапе сборки часов в новый корпус мы столкнулись с проблемой установки заводной головки — заводной вал сильно повреждён при предыдущих ремонтах (на фото слева).  

На часовом токарном стенке вытачиваем новый заводной вал и крепим заводную головку из старинного ремонтного набора. Это головка той же эпохи, что и механизм, не ношенная. Деталь выглядит как новая, и при этом полностью аутентично.

 

Этап 2 — приводим в порядок механизм

Заранее никогда не знаешь, какие части старинного механизма подвергались ремонтам или замене. Зачастую это сваливается неприятным сюрпризом. После заводного вала, вторым таким сюрпризом, который встретился, была неподходящая ось заводного барабана. Размер квадрата на оси оказался существенно меньше квадратного отверстия в колесе. Из-за этого колесо болталось, завод срывался и не фиксировался.

Пытаемся подобрать подходящую замену колеса с меньшим квадратным отверстием... В этот раз не повезло, не нашлось в куче такого колеса.

Пришлось изготавливать новую ось барабана с более крупным размером квадратной посадки.

Заготовка оси заводного барабана, необработанная ось после закалки.

Обратим внимание на испорченные зацарапанные поверхности колёс, винтов, стальных деталей. Это не естественные признаки износа — это ошибки "советских мастеров", делавших непрофессиональный ремонт. Колёса пытались полировать на войлоке от следов ржавчины, винты ободраны кривыми отвёртками, и края шляпок завалены плохой полировкой.

Теперь придётся потратить массу времени, чтобы всё это исправить, привести к тому виду, как это выглядело изначально. Тем не менее, не считаю верной идею, чтобы механизм сиял как новый. Некоторые следы времени могут быть оставлены как подтверждение оригинальности механизма и его 100-летнего возраста.  

Придется проделать много работы, чтобы привести механизм в подобающий вид, чтобы он красиво смотрелся через стекло в задней крышке часов.

Это старинное приспособление начала 1900-х годов предназначено исключительно для полировки шляпок винтиков. Набор цанг под разные размеры резьбы, цанги из мягкой латуни, чтобы не повредить резьбу. Три диска разной степени жёсткости — сталь, латунь, самшитовое дерево. Винтик остаётся плоским и сияет как зеркало.

Здесь показана шлифовка стальных заводных колёс алмазным шлифовальным диском. Простой и эффективный способ улучшения внешнего вида.

Настал момент проверить как выглядит механизм после чистки. Он не выглядит новым (он и не должен так выглядеть), но обрел более приличный внешний вид. Мы обработали стальные детали, чтобы механизм давал ровный отблеск в лучах света. Не стали шлифовать или полировать платы — этого нельзя делать, чтобы сохранить зернистость позолоченной поверхности.

Также пришлось исправлять еще целый ряд механических проблем. К сожалению, они весьма типичны для старинных часов:

 

Пришло время собрать часы для регулировки и проверки точности хода, а также обратить внимание на фасад.

 

Этап 3 — стрелки и фасад часов

Характер часов определяется прежде всего фасадом. Аккуратно чистим эмаль циферблата, каждую царапинку вычищаем деревянными палочками. Убрали мелке грязные пятнышки. Микро-трещинка проникла в слой эмали, убрать её невозможно. Оставим как напоминание о возрасте часов.

 

В свежем корпусе выглядит уже очень неплохо!

Подбираем комплект стрелок. Стрелки должны быть правильной длины, должны соответствовать возрасту и стилю, сочетаться с цифрами на циферблате. У нас цифры прописаны жирным курсивом, так что стрелки должны быть достаточно массивными для облегчения чтения времени и по возможности достаточно стильными, чтобы не нарушить антикварную картинку циферблата.

 

Выбор пал на классические жирные стрелки «хронометр» из стали тёмно-синего воронения. Стрелки старинные, примерно того же времени, что и механизм. Смотрятся гармонично, но встаёт технический вопрос с размером отверстий под посадочную ось.

 

На самом деле, это стрелки от английских карманных часов чуть более старшего возраста и с более крупными отверстиями под оси колёс механизма. Кроме того, минутная стрелка имеет квадратное отверстие, его надо совместить с механизмом.

Решение: изготовить латунные втулки-футоры, чтобы привести в соответствие отверстия в стрелках под стрелочные оси. Используем классический малый часовой станочек. Это не сложная работа для профессионального мастера-реставратора.

 

Наши стрелки с запрессованными латунными втулками-футорами.

 

Полностью преображённые старинные часы. Любо дорого посмотреть.

 

 

Тестирование и ловля блох

Одеваем часы на старый ремешок о носим на руке. После сложных ремонтов это надо делать практически в обязательном порядке. К счастью, это действительно приятный этап работы. На руке часы располагают своим размером и массивностью. Смотрятся ярко, тикают громко. Красота!

При ношении часы иногда вели себя странно, пришлось опять разбирать механизм и поправлять неполадки. Проточил секундную ось, поменял стрелку и ещё один камень. Обнаружились избыточные зазоры в осях, и ещё кучка всяких мелочей типа замены винтиков. На доводку рабочего механизма ушло ещё примерно полгода, пока часы не вышли на стабильный надёжный ход.

 

Это был сложный и долгий проект, не просто ремонт и даже не реставрация, а полная реконструкция исходных часов. Не было никаких рациональных причин, чтобы тратить столько времени на одни часы, но что не сделаешь из любви к прекрасному старинному циферблату с красной цифрой 12...

И наш гадкий утёнок превратился в прекрасного лебедя.

 

Надеюсь, не зря готовил этот обзор. Если Вам понравилось — буду рад комментариям в Фейсбуке :)

 

Дополнительно:
        О проекте "часы по подписке"
        Часовое ателье
        Исходная статья на английской части сайта




INSTAGRAM TWITTER FACEBOOK YOUTUBE

(C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный e-mail german.polosin@gmail.com