Проект "Оттоман", изготовление часов с редким старинным циферблатом
Иногда среди старинного часового хлама с барахолки попадаются
интересные штучки, механизмы, и просто отдельные красивые детали. В этом обзоре
рассмотрим один такой забавный циферблат, и как из него получился проект
изготовления часов.
Циферблат из старого сундука
По случаю, еще давным-давно прикупил большую кучу инструментов и часовых
деталей, оставшихся от дедушки-часовщика, и потихоньку ржавевших на балконе в
раскисших пыльных коробках. Там было много побитых и потертых циферблатов от
старинных карманных часов. Среди них нашелся один эмалевый циферблат, который
выделялся необычностью, сразу
заинтересовал. Отмыл его, и обратите внимание, цифры прописаны старинным
турецким "оттоманским" шрифтом.
Название на циферблате Armand Du Bauch мало о чем говорит, неизвестная семейная
фирма, просто фамилия часовщика. Однако, Chaux-de-Fonds (Шо-Де-Фон)
это уже интереснее, один из крупнейших швейцарских кантонов, в котором еще с
18-19 века было сосредоточено производство легендарных швейцарских часов высшего
класса. Значит, часы, с которых взял циферблат, были сделаны в Ла-Шо-Де-Фон,
были высокого класса, и предназначались для продажи в Османской Империи
(оттоманская == османская).
Для тех, кто не знает, такой циферблат – это эмалевая пластинка на медной
основе. Эмаль – керамика горячего запекания, как фарфор. Благодаря материалу,
цифры с эмали не стираются и не слезают, они запечены как на тарелке. Но есть и
минус, пластинка может трескаться, легко ломается, и трещинки убрать уже
практически невозможно.
Задняя сторона эмалевого циферблата. Фоном обычные подбитые циферблаты, которые
никуда не годятся.
Чаще всего циферблаты из XVIII-XIX веков попадаются совсем убитые,
потрескавшиеся и расколотые до дырок. Наш "османский" циферблат в целом хороший, все цифры
нетронуты, и надписи без повреждений. Небольшие трещинки по краям – это, конечно,
нехорошие
следы времени, однако мы с ними что-нибудь попробуем придумать.
Циферблат был уложен в отдельную коробочку, пролежал несколько лет просто
"для коллекции", и все-таки не отпускала мысль вернуть его в
какие-нибудь часы. Карманные часы со старым османским шрифтом, может быть, и не редкость в
музеях Турции, или в "восточной" экспозиции Лувра. Однако, в наших краях это
очень необычная находка, да еще практически спасенная от ржавления на балконе. Надо искать к этому лицу часовую машинку, и всё остальное.
И, главное, определиться с корпусом.
Какие часы делать?
Как простой вариант "решения в лоб", можно было бы сделать карманные часы. Подобрать
карманный корпус, механизм. Или просто взять малоценные карманные часы,
выбросить из них родной циферблат, и вставить в них такой вот турецкий раритет.
Подобные часы зачастую недобросовестно выдаются за оригинал, и у коллекционеров
называются "котлета".
Но кому такие часы будут нужны? Все равно они уже не могут иметь никакой
коллекционной ценности. Любой коллекционер ценит прежде всего оригинальность
предмета. И тут мы никак не можем ее обеспечить. Разве что удастся найти
полностью аналогичные часы фирмы Armand Du Bauch, у которых нет циферблата. Но
вероятность этого, разумеется, стремится к нулю.
Поэтому задача была сформулирована так – превратить предмет декоративно-коллекционный
(==бесполезный) в предмет декоративно-прикладной (==полезный). Пусть
эти часы будут наручными, чтобы их можно было носить, и чтобы этот циферблат
реально радовал на руке, показывал настоящее время. Делаем наручный корпус.
Размер циферблата около 44мм. Надо искать механизм в таком же размере, и в
итоге часы должны получиться размером около 48мм. Размер довольно крупный, и для
переделок из старинных механизмов это уже практически стандарт. В наши дни
наиболее популярны именно крупные часы.
Подбираем механизм, нас выручит LeCoultre & Co
Судя по стилю изготовления, пластинка циферблата сделана ближе к концу XIX
века по классической технологии горячей эмали на медной основе. Значит, и
механизм надо подбирать такого же времени изготовления. Обязательно настоящий швейцарский,
и обязательно хорошего класса, потому что Шо-Де-Фон! ;-)
Вот он, нашелся в коробке ненужных механизмов "на запчасти":
Типичный швейцарский механизм, калибрфабрики LeCoultre & Co улучшенного класса,
без маркировки.
Крепление циферблата через кольцо-рантик, этот вариант отлично подойдет для
нашего циферблата.
Фирма Лекультр (ныне Jaeger-LeCoultre, пафосная и дорогая
часовая мануфактура) с 1850-х по 1920-е годы производила гигантское количество механизмов и
оснастки для их обработки. Фактически, работали "неграми" от часовой
промышленности, поставляя готовые механизмы и сборочные заготовки для множества
мелких семейных ювелирно-часовых мастерских и сборочных "депо".
Вид спереди, на эту сторону одевается циферблат через тонкое проставочное
кольцо. Родное кольцо сохранилось.
Красивая и достойная машина, явно из золотого корпуса, который давно сдали в
ломбард. К несчастью, у этого механизма был сильно разбит циферблат, и поэтому
он попал в коробку для ненужных механизмов, которые служат донорами запчастей. Тоже
валялся без дела несколько лет, хорошо что не попал под разбор.
Для монтажных работ снимаем маленькие тонкие детали.
Посмотрите, 120-летний механизм, а всё сияет как новое.
Механизм комплектный, детали и узлы с виду рабочие, если не считать пыли, грязи, и
засохшего до смолы старого масла.
На оригинальное проставочное кольцо, которое было с механизмом, наш циферблат
с небольшой доводкой на алмазе встал как родной. Сколы по краям залиты белой
холодной эмалью, чтобы зафиксировать трещинки и не допускать их расползания.
Потом они еще спрячутся за краем ободка вокруг циферблата, так что их
почти не будет видно в конечном изделии.
Делаем корпус
Для корпуса взята болванка из старого заказа. Внешние обводы сделаны ранее,
но внутренние размеры оставлены уменьшенными, с запасом под расточку. Задняя
крышка под стекло толще, чем передняя, это чтобы скрыть визуальную толщину часов
на руке. Заводная головка из старинных ремкомплектов – старинная, но никогда не
стоявшая в часах. Еще будет кнопка, она нужна для перевода стрелок. Механизм
старой архаичной конструкции, и тогда еще не умели делать вытягивающуюся
заводную головку. Чтобы переводить время, прижимали специальную кнопочку, и
крутили головку.
Первым делом растачиваем корпус под размеры механизма, на обычном среднем
токарном станке.
Детали. Заготовка корпуса, ранты, стёкла, прокладки, заводная головка, футор.
Болванка корпуса зажата в специальную цангу, резец подаем совсем по-немногу для контроля
точности.
Посадка должна быть соблюдена с допуском 0.01 мм по диаметру, иначе механизм
будет болтаться.
Заготовка корпуса с высокоточным посадочными диаметрами и высотами, немного красивой тонкой стружки.
После расточки корпуса всё примеряем, проверяем, снимаем фаски. Делаем поднутрения для крепежных
элементов механизма, вручную подгоняем посадку, чтобы плата механизма плотно
садилась. Сверлим отверстия для заводного вала и кнопки перевода стрелок,
оформляем отверстие кнопки "грибочком" с направляющей трубочкой для ровного
нажатия кнопки без заеданий.
Механизм уже садится в корпус, есть отверстия для головки и кнопки. Примеряем
с циферблатом. Ура, трещинки немного спрятались за край ободка. Пропустим пару
банальных вещей – укорачивание заводного вала, установку пылезащитного
уплотнителя, и изготовление кнопочки. Тут как ни старайся, вид все равно далеко
не закончен – не хватает стрелок.
Уже почти часы, но без стрелок совсем не то! 8)
Стрелочный вопрос
Очень важный и ключевой вопрос – подобрать правильные красивые стрелки. Для
начала, надо смотреть по каталогам стиль часов, и подбирать такие стрелки, чтобы
они попадали в стиль и задумку авторов.
Часы для восточных рынков отличались особенным стилем, его легко определить.
Основное – это "нарядность", максимально возмжное декорирование часов. Резной
корпус, нарядные циферблаты, резные стрелки, побольше позолоты, побольше
гравировок и рубиновых камней на механизмах. Однако, мы делаем современные часы,
чтобы можно было нормально ежедневно носить на руке, а не шокировать окружающих
музейным излишеством старо-восточного стиля. Поэтому дизайн надо подобрать
относительно спокойным, однако при этом должна остаться изюминка, такая чтобы
удачно дополняла эти необычные османские цифры. Попробуем решить эту задачу
стрелками.
Из чего выбирать? Не существует магазина, где можно вот так просто придти и
купить стрелки. Старинные стрелки вообще большая проблема, особенно
качественные. К счастью, "стрелочной темой" занимаюсь достаточно давно, и на
женевской барахолке удалось добыть целую гору ремкомплектных стрелок на
заводских карточках, неиспользованные старинные заводские комплекты.
Когда выбора стрелок нет, часовщики обычно ставят что есть, первое
попавшееся. Но когда есть выбор и надо определиться с наилучшим вариантом, то
даже теряешься. После подбора нескольких вариантов стрелочек ушло еще две недели
на обдумывание, возвращение к каталогам, и осознанный выбор комплекта стрелок,
чтобы получился достойный визуальный результат. Стрелки должны быть старинными,
с какой-нибудь изюминкой, и не напрягать взгляд.
Несколько подбиравшихся вариантов приложил к циферблату, см. фото. Можете
оценить и сравнить, подбирать стрелочки это довольно занятно. Обратите внимание,
как от выбора стрелок меняется вид и "характер" будущих часов.
Крупные позолоченные. Время на часах будет видно, но по
стилю это 1930-е годы. Да и "тяжелые" они.
Стиль 1910-20-х годов, надо что-то более старое.
И слишком формально.
Забавно, но размер маловат, кончики стрелок не
доходят до разметки.
Резные стрелки "Louis XIV". Удачные, но немного
банально, такие стрелки часто встречаются на
золотых карманных часах.
Форма "Брегет", тонкие старинные стрелочки из золота.
Хороший благородный вариант. Но стоит ли
добавлять золотой цвет к нашему гарнитуру?
"Брегеты" жирные, синее воронение. Тоже
беспроигрышный вариант, но вдруг что-то
получше найдется...
После двухнедельных раздумий и копаний по каталогам, выбор все-таки остановился
на стальных резных стрелочках темно-фиолетового тона. В них определенно можно
увидеть изящные восточные нотки, которые могут удачно дополнить наш гарнитур.
Стрелки не бросаются в глаза, не перегружают циферблат, и при этом легко
помогают увидеть время (это тоже важно). И они не добавляют желтого цвета, что
тоже успокаивает вид, но при этом не упрощает его.
Материал стрелок – закаленная сталь в термическом воронении. При нагреве
свыше 260 градусов сталь приобретает
цвета побежалости,
оттенки синего. Фиолетовый цвет поймать весьма трудно, особенно на деталях такой
тонкостенной и сложной конфигурации как маленькая стрелочка. Фиолетовый цвет
проявляется в промежутке 280-285 градусов, и если чуть перегреть, то края
заваливаются в светлую синеву. К счастью, цвет этого комплекта стрелок
заводской, и теперь надо просто его не испортить, потому что потом будет очень и
очень сложно опять вернуть цвет. А испортить поверхность стрелок шансы у нас
очень даже есть, потому что размеры стрелок не совпадают с посадочными размерами
осей механизма, и их теперь придется перетачивать.
Первым делом подгоняем часовую стрелку под часовое колесо. Зажимаем в
тисочки, аккуратно растачиваем футор стрелки изнутри тонким алмазным бором и
каленой стальной разверткой (называется "колизвар"). Фотографировал в процессе,
не всё получилось в фокусе.
Старинные тисочки для подгонки стрелок под размеры осей механизма.
Зажимаем ценную стрелку через бумажку, чтобы не поцарапать.
Часовая стрелочка готова.
В минутной стрелочке отверстие очень мелкое, намного меньше чем надо.
Это потому что стрелки ремкомплектные, их такими специально делали, под
расточку.
Опять зажимаем в тисочки через бумажку. Сверлом делаем отверстие в допуск
-0,05мм, и финишно доводим разверткой.
Минутная стрелка села на ось, в отверстии стрелки выбрана блестящая фасочка. Всё
получилось.
Что получилось
Вот это уже вполне похоже на часы =)
Уже часы. Заводятся, тикают, и стрелочки переводятся.
Через заднюю крышку виден старинный механизм. Но для хорошего хода еще
потребуется много работы.
Часы заводятся, даже немного тикают, но это еще далеко не всё!
Придётся всё обратно
разобрать, промыть каждую деталь, аккуратно собрать, и дальше ловить
регулировками точность хода. Это будет второй частью данного обзора, реально
получается еще очень много работы. Пока немного устал от этого проекта, так что
отложу на месяц-два, и потом доделаю до готового изделия.
Когда есть хороший циферблат, при должной удаче на его основе можно сделать
часы. А нет циферблата – не будет и часов. Остальные части подобраны, и
получилось цельное изделие. Для чего это было сделано? Во-первых, меня коробило, что бессмысленно валяется
такой интересный циферблат. И красивый старинный механизм LeCoultre тоже смог
обрести новую жизнь. Это ведь уже стоило того, чтобы вернуть труды уважаемых
старых мастеров в достойную форму, создать небольшой "наручный музей".
Пусть смысл проделанной работы определит потенциальный потребитель, когда
часам найдется будущий владелец ;-)
(C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный e-mail german.polosin@gmail.com