Механические часы с музыкой – необычайно сложное
устройство. С одной стороны, музыкальные часы – вещь вполне естественная и
привычная по фильмам, сказкам и литературным произведениям. Но если задаться
целью найти в коллекцию настоящие механические музыкальные часы, это оказывается непростой задачей.
В наш век технологий распространение получают
дешевые электронные часы-игрушки с микросхемой на батарейке.
Такие электронные поделки – вне сферы интересов коллекционера точной
механики.
Гораздо интереснее найти чистую механику,
продолжающую и сочетающую традиции часовых, ювелирных и декоративно-прикладных ремесел, уходящих корнями в средние века.
С 14 века древние мастера создавали часы с музыкальным
колокольным перезвоном. Они назывались карильонами, или курантами.
Разумеется, такие часы были башенных размеров. Пример - куранты на
Спасской башне Московского
Кремля.
По мере миниатюризации деталей, часы стали помещаться в комнате, и
даже на столе. Нередко колокольные карильоны снабжались движущимися
фигурками – автоматонами. С 16-19 веков сохранились часы-спектакли,
проигрывающие каждый час определенные сценки. Пример таких часов тоже
есть, на фасаде Московского Театра кукол.
Процесс дальнейшего уменьшения карильонов и музыкальных механизмов очень
интересен. В 18 веке стали появляться карманные часы-карильоны с
"гнездом" колокольчиков, насаженных на общую ось.
Карманные часы мастера Jacquet-Droz с 5-колокольным карильоном, 1785 год.
Под механической музыкой также понимались автоматы, встраиваемые в привычные музыкальные инструменты - клавесин, орган, некоторые
другие духовые и ударные инструменты. Автоматический цилиндровый орган
имел довольно широкое распространение в католических соборах.
Но для
миниатюрных конструкций особо примечательно изобретение конца 18 века –
нотная гребенка, играющая звуки
различной высоты при контакте с гвоздиками, расположенными на вращающемся диске или
цилиндре.
Устройство с гребенкой занимало меньше места по сравнению с
колокольчиками и молотками, поэтому стало особенно полезным для
часовых ремесленников-миниатюристов.
"Музыкальная чаша" венгерского мастера второй половины 18 века.
Часовые мануфактуры
Франции и Швейцарии в начале 19 века особо отличились в
развитии производства карманных музыкальных репетиров в золотых корпусах. Их калибры можно считать стандартными (в той степени, насколько вообще понятие стандарта
применимо к музыкальным часам).
Эти механизмы стали пиком развития музыкальных часов. Цилиндровый ход,
четвертной репетир на 2-х гонгах, отдельный барабан для музыкальной части. Музыка реализована на плоском
диске со штырьками, взаимодействующими с наборной гребенкой из отдельно
стоящих стальных пластинок. Играет мелодию в начале каждого часа.
Типовой французский музыкальный репетир 1820-х годов.
С середины 19 века миниатюрные
музыкальные часы практически исчезают с рынка.
Лишь мануфактура мастера Charles Reuge изготавливает отдельные экземпляры
наравне со своими знаменитыми шкатулками и шарманками. Конструкция
музыкального модуля сделана более технологичной: вместо диска
используется барабан, а гребенка сделана не наборной, а из цельной
стальной пластинки.
В
течение 20 века промышленно
"штампуются" настольные музыкальные будильники – массовые Junghans, и даже советские
Наири.
Механизм часов Ch.Reuge, 1880 г.
В 1970-1980 годах, позабытые
карманные музыкальные часы начинают пробивать себе дорогу в круг
люксовых подарков. И главным двигателем возрождения является наследная швейцарская мануфактура Reuge. Появляются несколько интересных моделей
карманных часов с музыкой, репетиром или анимацией (автоматонами),
имитирующими различные сценки на циферблате часов.
Однако массовое распространение в тех же 1970-1980 годах получают
электронные часы с мелодиями (пресловутая Montana, американские часы с
Микки-Маусом, и даже советская Электроника).
Карманные музыкальные часы Reuge с автоматоном.
В настоящее время
миниатюрные музыкальные
часовые механизмы производят лишь две швейцарских мануфактуры:
Christophe Claret (наручные часы на заказ) и Reuge
(музыкальные шкатулки и карманные часы).
Изготовлением и финишной доводкой часов на базе
указанных механизмов занимаются фирмы Girard Perregaux,
Jacquet-Droz,
Arnex,
Gruen, Boegli.
Механизм наручных часов Opera Three фирмы Girard Perregaux на механизме Christophe Claret.
Типы музыкальных часов
Итак, что можно найти на антикварном рынке из
столь редко встречающихся механических музыкальных часов? В силу сложности
и объемности музыкального механизма, карманные и наручные реализации таких часов
исключительно редки.
Относительно нетрудно найти простые карманные часы со встроенной
музыкальной шкатулкой, которая играет мелодию при нажатии специальной кнопки.
Такие делают фирмы Gruen, Boegli, Reuge, их стоимость обычно держится в районе
$1500. Игрушки забавные,
но несколько огорчает отсутствие взаимосвязи музыкального и часового механизмов.
Гораздо ценнее часы, функция музыки в
которых является гармоничным продолжением каких-либо особых функций часового
механизма. И чем больше таких функций помимо музыки
удалось поместить в карманные часы, тем они сложнее и дороже:
Карманные часы с боем
Часы отбивают время сами по себе, как
настенные или башенные. Музыка включается в дополнение к бою.
Репетир
По нажатию специальной кнопки на корпусе,
репетир отбивает количество часов и четвертей. Мелодию играет каждые
полчаса, либо по нажатию другой кнопки.
Будильник
Музыка играет при срабатывании будильника,
пока не закончится завод пружины музыкального механизма.
Автоматон
Помимо музыки содержит движущиеся фигурки на
циферблате, имитирующие какую-либо сценку. Обычно включается кнопкой или
по будильнику.
Все перечисленные типы часов являются весьма редкими, найти
такие – большая удача. Самые редкие
музыкальные часы – старинные "часы-театр", в карманном размере которых совмещены
устройство боя, репетир, музыкальная шкатулка, и
несколько фигурок, каждый час исполняющих под музыку какой-нибудь
незамысловатый танец.
Расцвет производства музыкальных часов пришелся на первую
половину 19 века. В наше время это слишком дорогое удовольствие. Но кое-что
найти удается...
Музыкальная часовая миниатюра
Этот миниатюрный музыкальный будильник
Bueche-Girod был изготовлен в Швейцарии приблизительно в 1970-е годы. В эпоху
электронно-кварцевого кризиса такой дорогой "шик" как механическая музыка
был явно предназначен для люксового сегмента.
Часы можно использовать сразу в двух вариантах – как карманные или как
настольные часы. Маленькая, аккуратная стильная штучка, приятно
лежит в руке. Довольно тяжелая при своем диаметре менее трех сантиметров.
Миниатюрный механический будильник с музыкой
фирмы Bueche-Girod
две заводных головки и один ключ для музыкальной шкатулки
задняя
крышка с отверстиями для лучшего звучания мелодии
необычный циферблат, золотые листья и черные римские цифры
выпуклое
минеральное стекло
черные узорные стрелки
замшевый мешочек для ношения в качестве карманных часов
диаметр
часов всего 29,7 миллиметров!!!
Циферблат с золотыми узорами. Черный цвет с золотом – богатое и строгое
сочетание.
Часовой механизм A.Shield с функцией
будильника
анкерный ход,
баланс с регулировочными винтами
противоударное устройство оси баланса
дополнительные накладные камни осей анкерного и
промежуточного колёс
функция будильника доработана: удлинен шток старта
будильника, удалены лишние элементы
Механизм довольно типовой, только обработан по максимуму безо всякой
экономии.
Встроенный музыкальный механизм швейцарской фирмы Reuge
запуск
музыки происходит при срабатывании будильника
механизм
выполнен незамысловато, но аккуратно
стальная музыкальная гребенка, полифония из 17 нот
мелодия запрограммирована на
музыкальном цилиндре со штырьками
замедлитель центрифужного типа
для выравнивания скорости вращения музыкального цилиндра (аналогичные
ставились в старинных репетирах)
Фирма Reuge называет это самым миниатюрным
музыкальным механизмом в мире. Пожалуй, это недалеко от истины. Сравните размеры механизма с обыкновенной
спичкой.
Швейцарская марка Bueche-Girod
История фирмы началась в 1937 году, когда ее
основал A.Bueche. Фирма занималась заказами для
автомобильных компаний, а также выпускала ювелирные часы, в том числе редкие в
те времена часы из белого золота.
В 1970-х годах Bueche-Girod – дизайнерская часовая марка, ориентированная на высокий
ценовой сегмент и малые тиражи. Выпускала преимущественно ювелирные
часы в золоте с драгоценными камнями.
На фото справа: рекламный плакат фирмы Bueche-Girod 1951
года.
Как они звучат
Обзор музыкальных часов был бы неполным без демонстрации звука
играющей мелодии. Нажимайте
сюдаи слушайте на здоровье 8)
Возможность настольного использования этих миниатюрных часиков
позволяет выгодно оттенить их звук. На деревянной или стеклянной поверхности
стола звук за счет резонанса усиливается в несколько раз.
Две заводные головки: для часового механизма и для будильника.
Они могут использоваться как ножки для настольного применения часов.
Сочетание механизма от наручных часов с микроминиатюрной
музыкальной шкатулкой получилось у швейцарских мастеров весьма гармоничным. Надо
отметить, что эта "часовая миниатюра" по своим размерам гораздо меньше всех
виденных живьем и в каталогах музыкальных часов. Рекорд засчитан? 8)
(C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный e-mail german.polosin@gmail.com